20 Мар, 2018

Упражнение для подростков «Примерка профессии».

Все подростки встают перед выбором будущей профессии. И те, для кого этот выбор оказывается сложным, делятся на две группы:

1. Выбирающие. Они рассматривают несколько вариантов и находятся в ситуации «или/или».

Например:

  • юристом или экономистом;
  • архитектором или дизайнером;
  • журналистом, ведущим на радио, или бизнес-тренером.

2.Ищущие. Им не из чего выбирать-они пока не могут найти хоть каких-то привлекательных вариантов, о которых можно было бы думать.

В этой статье я буду говорить о первом типе,  о «Выбирающих «. Кажется, что у них все  ОК, и сложно тем, у кого совсем нет выбора. А оказывается все не так.

Зачастую, наличие выбора, наоборот, усложняет жизнь.  Ведь придется выбрать что-то одно, и возможно, к не выбранному варианту уже не будет возможности вернуться.Подросткам нужно принять такое решение на всю жизнь,  в котором они будут уверены сейчас, и не испытают разочарования  в дальнейшем.

Эту задачу осложняет то, что часто подростки не представляют себе профессию с разных сторон. Если бы они понимали все плюсы, а главное, минусы каждого варианта, то выбор стал бы намного проще:

  • Во-первых, часть из них просто отпала бы сама собой;
  • Во-вторых, только понимая все профессиональные трудности, можно оценить насколько ты, на самом деле, готов быть этим специалистом.

Реально, на этапе выбора, подростки не представляют себе в полной мере все сложности, обязательства, трудности и кризисы, которые являются частью каждой специальности.

Большинство источников показывают картинку только с положительной стороны.  Например, подросток может думать, что ветеринар-это только «работа с котиками». И в основном, это проявление заботы и сюсюкания. И он может забывать о том, что это еще и лечение животных в очень тяжелых состояниях и даже их усыпление. Это драмы и боль, с которыми придется работать ветеринару почти каждый день.

Итак, вопрос:

Как составить объективное мнение о профессии до момента принятия решения? Ведь это выбор на всю жизнь.

Ну так вот, для того, что бы можно было посмотреть на специальность с разных сторон и прочувствовать ее на себе, предлагаю упражнение «Примерка профессии». Его предложила Барбара Шер в книге «Отказываюсь выбирать! Как использовать свои интересы, увлечения и хобби, чтобы построить жизнь и карьеру своей мечты». Суть упражнения в том, чтобы протестировать или «примерить» работу перед «покупкой».

Название я позаимствовал у Барбары Шер, а вот содержание упражнения развернул совсем по-другому. Предлагаю Вам 9 способов «примерки» профессии и оценку их достоверности (этот параметр показывает, насколько каждый из способов помогает сформировать полное представление о профессии).

Итак, все 9 способов:

  1. Посещение тематических парков или клубов  (типа «ФэнтазиГрад» в Екатеринбурге). В них подросток может попробовать в игровой форме разные профессии (от стоматолога до строителя). Достоверность: низкая, потому что игровая форма слишком далека от реальности и, естественно, не показывает всех трудностей. Специальность можно «пощупать», но не более того.
  2. Посещение дней открытых дверей в учебных заведениях. На этих мероприятиях можно прикоснуться к учебному процессу и осознать свою готовность потратить несколько лет жизни на учебу в этом месте, на эти предметы и на эту обстановку. Логика такая: если ты не готов тут учиться, то вряд ли захочешь быть и специалистом в этой сфере. Достоверность: средняя, потому что, в основном, это касается оценки учебного процесса, а не самой специальности. Учеба и работа могут все-таки отличаться.
  3. Наблюдение за процессом. Для этого необходимо побывать на рабочем месте специалиста, профессию которого подросток примеряет к себе, и понаблюдать за тем, какие задачи и какими способами он решает в течение дня,  понять, подходят ли они ему. Достоверность: высокая, так как в этом случае можно увидеть процесс без прикрас и с разных сторон. 
  4. Краткосрочные курсы. Достоверность: средняя, так как содержание профессии оценить можно очень точно. Но работать и учиться, это совсем разные вещи. Поэтому в реальности все может оказаться по-другому.
  5. Подработка в компании. Это временное трудоустройство на позиции, не требующие высокого уровня компетенций. Достоверность: высокая, тут уж точно можно увидеть все своими глазами, в абсолютно реальных условиях, и в течение продолжительного периода.
  6. Общение с носителями профессии. Этот вариант имеет смысл только с теми людьми, которые готовы честно рассказывать о своей специальности. Достоверность: высокая, так как задавая правильные вопросы, можно собрать очень много ценной и правдивой информации.
  7. Чтение блогов, в которых люди рассказывают о своей профессии. Достоверность: средняя, так как все зависит от блогера и от цели его публикаций. Например, если это блог, продвигающий услуги, то сложностей профессии там, точно не найти.
  8. Чтение профессиональных форумов. Достоверность: средняя, так как скорее  всего, материал будет касаться содержания профессии, а не ее плюсов и минусов. Хотя, конечно, из  блога можно понять, будет ли нравиться тебе работать с таким материалом и темами.
  9. Чтение автобиографий людей, которые посвятили свою жизнь выбираемой профессии. Достоверность: высокая. Как правило, люди пишут честно и без прикрас о том, через какие сложности они проходили в своей карьере.

Что стоит учитывать?

Не все способы подходят для разбора каждой специальности. Какие-то можно будет использовать, а какие-то нет. А есть варианты для оценки которых, вообще, ни один способ не подойдет. Например-Дипломат. Это достаточно закрытая профессия. В таком случае нужно будет искать какие-то другие решения.

Но для большинства специальностей эти способы применимы. Хотя бы одним, но можно будет воспользоваться. И это значительно лучше, чем делать такой серьезный выбор до конца не понимая, что «покупаешь».

 

ЛАЙКНУТЬ И ПОДЕЛИТЬСЯ
  •  
  •  
  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Вам понравиться

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *